Давление экономит топливо. На сколько?

Как мы проверяли и доказывали зависимость расхода топлива от давления в шинах.
Заполняя эту форму вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
TYREMAN GROUP
Зависимость между расходом топлива и давлением в колёсах автомобиля известна давно. И водители-профессионалы, и автолюбители часто пользуются нехитрым правилом «хочешь сэкономить на топливе – подкачай колёса», причём, зачастую выше норматива. Иные экономисты готовы поступиться и комфортом (на перекачанных шинах любая неровность дороги ощущается намного отчётливее) и даже безопасностью (снижается пятно контакта шины с дорогой и увеличивается тормозной путь), порой забывая, что в погоне за экономией топлива идёт проигрыш в ходимости шин. Не менее часто приходится встречать и обратную ситуацию, когда за шинами (а порой и автомобилем в целом) не следят, и колесо, а порой и не одно, даже визуально выглядит полуспущенным. Но это уже крайний вариант, как правило водитель не видит и не знает, какое у него давление в колёсах. Визуально грузовое колесо, накаченное до 8 Бар неотличимо от такого же, но накаченного до 6. Именно такую разницу в давлении мы выбрали, чтобы провести один эксперимент.
Денис Бубнов
Автор текста

26.09.2019
В чём суть?
Итак, в одну из ночей мы встретились на КАД с представителями и техникой транспортного отдела одной очень известной сетевой продуктовой компании. Ночь была выбрана неспроста, т.к. днём все наши замеры могли перекрыть обычные питерские пробки, а по ночам их пока ещё нет.
На тесте присутствовали 2 тягача MAN TGS колёсной формулы 4х2 с одинаковыми трёхосными полуприцепами. Конечно, все прекрасно понимают, что с точки зрения расхода топлива идентичных автомобилей не существует, к тому же нашим «подопытным», на момент теста уже исполнилось 4 года, что для коммерческих машин вполне себе зрелость, а значит и расход может весьма сильно различаться ещё и из-за «возрастных» проблем. Но мы и не планируем сравнивать расход между машинами, интересно было понять его изменение, связанное с изменением давления в шинах.
Проводим подготовительные мероприятия: проверяем и выравниваем давление в шинах «на холодную» до 8 Бар, заправляем автомобили «под горловину», убеждаемся в работоспособности трекеров GalileoSKY и Системы Контроля Давления «PressurePro».

Для справки, на обоих автопоездах установлены шины КАМА, с износом протектора на рулевой оси около 10%, на остальных колёсах в среднем около 50%.
Поехали!
Водители проинструктированы, ключ на старт, поехали. К приезду водителей уже готовы 14 взвешенных и подписанных канистр с дизтопливом. Когда автомобили вернуться, мы снова их полностью заправим из этих канистр, а зная плотность дизтоплива и пользуясь электронными весами с погрешностью до 5 грамм, легко пересчитаем килограммы в литры. Первый этап пройден, МАНы вернулись.

1



Первый этап пройден, МАНы вернулись.

В обоих случаях пробег составил 142 км, средняя скорость 77км/ч, а вот топлива пришлось долить разное количество.

Первый МАН мы дозаправили на 33,575 кг топлива, что составило 39,5 литра, то во второй уместилось 35,335 кг, а это уже 41,57 литра. Разница определённо есть, расход первого 27,81 л/100 км, а второго 29,27 л/100 км.

Даём отдохнуть водителям и остыть технике, снова проверяем давление в колёсах.

Всё в норме, но тут уже мы вносим коррективы.





На ведущей оси первого МАНа мы понижаем давление до 6 Бар, всего на 4-х колёсах из 12-ти.

Без замеров, «на глаз», такую разницу не заметить даже на фоне остальных колёс, которые по-прежнему держат уверенную восьмёрку.

Второму автопоезду мы ничего не меняем, а только лишь контролируем неизменность давления.
И снова в путь…
Ожидается, что у обоих участников заезда расход изменится. И если второй автопоезд покажет нам погрешность измерений, связанных с дорожными и погодными условиями, изменениями в стиле управления ТС и т.д., то к результатам первого безусловно добавятся изменения, связанные с понижением давления в колёсах ведущего моста. Итак, результаты второго заезда.

2




По километражу и средней скорости всё осталось неизменным, но первый автопоезд, показавший в первом заезде лучшую экономичность, в этот раз стал аутсайдером.

Мы залили в первый 36,428 кг топлива, что в пересчёте равняется 42,85л, а вот второму потребовалось 35,875 кг, а это 42,18л топлива. Соответственно и расход в первом случае вырос до 30,18л/100 км, а во втором почти не изменился и составил 29,7 л/100 км.

В процентах это выглядит как +1,5% на погрешности измерений и +8,5% на снижении давления в колёсах.
В процентах это выглядит как +1,5% на погрешности измерений и +8,5% на снижении давления в колёсах.
Казалось бы, не такие уж и страшные цифры, разница между замерами составила 7%.
Но представим условную компанию со 100 единицами подвижного состава. В год они для ровного счёта проезжают 100 000 км (совсем не рекорд для многих магистральщиков). Поскольку зачастую возят тяжёлые грузы, и по дорогам, отличающимся от КАДа, не в лучшую сторону, то расход всё же превышает полученный в заездах и составляет, допустим 35 л/100 км. Таким образом каждый тягач за год потребляет 35 000 л, что при цене дизтоплива в 45 рублей за литр составляет 1 млн 575 тысяч рублей. Сто тягачей превращают эту сумму в 157,5 миллионов рублей. И «всего» 7% от этой суммы составляет 11 млн 25 тысяч рублей. Это цена сниженного на 25% давления трети колёс автопоезда. Без учёта потерь из-за снижения ходимости шин, без учёта снижения безопасности перевозок. Задумайтесь, готовы ли Вы платить такую цену?
Как перевозчику нерудных материалов поднять эффективность своей работы
Скачайте бесплатное руководство по внедрению системы контроля за давлением в шинах
Как перевозчику нерудных материалов поднять эффективность своей работы
Скачайте бесплатное руководство по внедрению системы контроля за давлением в шинах