Давление экономит топливо. На сколько?

Как мы проверяли и доказывали зависимость расхода топлива от давления в шинах.
Заполняя эту форму вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
TYREMAN GROUP
Зависимость между расходом топлива и давлением в колёсах автомобиля известна давно. И водители-профессионалы, и автолюбители часто пользуются нехитрым правилом «хочешь сэкономить на топливе – подкачай колёса», причём, зачастую выше норматива. Иные экономисты готовы поступиться и комфортом (на перекачанных шинах любая неровность дороги ощущается намного отчётливее) и даже безопасностью (снижается пятно контакта шины с дорогой и увеличивается тормозной путь), порой забывая, что в погоне за экономией топлива идёт проигрыш в ходимости шин. Не менее часто приходится встречать и обратную ситуацию, когда за шинами (а порой и автомобилем в целом) не следят, и колесо, а порой и не одно, даже визуально выглядит полуспущенным. Но это уже крайний вариант, как правило водитель не видит и не знает, какое у него давление в колёсах. Визуально грузовое колесо, накаченное до 8 Бар неотличимо от такого же, но накаченного до 6. Именно такую разницу в давлении мы выбрали, чтобы провести один эксперимент.
Денис Бубнов
Автор текста

26.09.2019
В чём суть?
Итак, в одну из ночей мы встретились на КАД с представителями и техникой транспортного отдела одной очень известной сетевой продуктовой компании. Ночь была выбрана неспроста, т.к. днём все наши замеры могли перекрыть обычные питерские пробки, а по ночам их пока ещё нет.
На тесте присутствовали 2 тягача MAN TGS колёсной формулы 4х2 с одинаковыми трёхосными полуприцепами. Конечно, все прекрасно понимают, что с точки зрения расхода топлива идентичных автомобилей не существует, к тому же нашим «подопытным», на момент теста уже исполнилось 4 года, что для коммерческих машин вполне себе зрелость, а значит и расход может весьма сильно различаться ещё и из-за «возрастных» проблем. Но мы и не планируем сравнивать расход между машинами, интересно было понять его изменение, связанное с изменением давления в шинах.
Проводим подготовительные мероприятия: проверяем и выравниваем давление в шинах «на холодную» до 8 Бар, заправляем автомобили «под горловину», убеждаемся в работоспособности трекеров GalileoSKY и Системы Контроля Давления «PressurePro».

Для справки, на обоих автопоездах установлены шины КАМА, с износом протектора на рулевой оси около 10%, на остальных колёсах в среднем около 50%.
Поехали!
Водители проинструктированы, ключ на старт, поехали. К приезду водителей уже готовы 14 взвешенных и подписанных канистр с дизтопливом. Когда автомобили вернуться, мы снова их полностью заправим из этих канистр, а зная плотность дизтоплива и пользуясь электронными весами с погрешностью до 5 грамм, легко пересчитаем килограммы в литры. Первый этап пройден, МАНы вернулись.

1



Первый этап пройден, МАНы вернулись.

В обоих случаях пробег составил 142 км, средняя скорость 77км/ч, а вот топлива пришлось долить разное количество.

Первый МАН мы дозаправили на 33,575 кг топлива, что составило 39,5 литра, то во второй уместилось 35,335 кг, а это уже 41,57 литра. Разница определённо есть, расход первого 27,81 л/100 км, а второго 29,27 л/100 км.

Даём отдохнуть водителям и остыть технике, снова проверяем давление в колёсах.

Всё в норме, но тут уже мы вносим коррективы.





На ведущей оси первого МАНа мы понижаем давление до 6 Бар, всего на 4-х колёсах из 12-ти.

Без замеров, «на глаз», такую разницу не заметить даже на фоне остальных колёс, которые по-прежнему держат уверенную восьмёрку.

Второму автопоезду мы ничего не меняем, а только лишь контролируем неизменность давления.
И снова в путь…
Ожидается, что у обоих участников заезда расход изменится. И если второй автопоезд покажет нам погрешность измерений, связанных с дорожными и погодными условиями, изменениями в стиле управления ТС и т.д., то к результатам первого безусловно добавятся изменения, связанные с понижением давления в колёсах ведущего моста. Итак, результаты второго заезда.

2




По километражу и средней скорости всё осталось неизменным, но первый автопоезд, показавший в первом заезде лучшую экономичность, в этот раз стал аутсайдером.

Мы залили в первый 36,428 кг топлива, что в пересчёте равняется 42,85л, а вот второму потребовалось 35,875 кг, а это 42,18л топлива. Соответственно и расход в первом случае вырос до 30,18л/100 км, а во втором почти не изменился и составил 29,7 л/100 км.

В процентах это выглядит как +1,5% на погрешности измерений и +8,5% на снижении давления в колёсах.
В процентах это выглядит как +1,5% на погрешности измерений и +8,5% на снижении давления в колёсах.
Казалось бы, не такие уж и страшные цифры, разница между замерами составила 7%.
Но представим условную компанию со 100 единицами подвижного состава. В год они для ровного счёта проезжают 100 000 км (совсем не рекорд для многих магистральщиков). Поскольку зачастую возят тяжёлые грузы, и по дорогам, отличающимся от КАДа, не в лучшую сторону, то расход всё же превышает полученный в заездах и составляет, допустим 35 л/100 км. Таким образом каждый тягач за год потребляет 35 000 л, что при цене дизтоплива в 45 рублей за литр составляет 1 млн 575 тысяч рублей. Сто тягачей превращают эту сумму в 157,5 миллионов рублей. И «всего» 7% от этой суммы составляет 11 млн 25 тысяч рублей. Это цена сниженного на 25% давления трети колёс автопоезда. Без учёта потерь из-за снижения ходимости шин, без учёта снижения безопасности перевозок. Задумайтесь, готовы ли Вы платить такую цену?