Не потерять контроль
В отраслях, которые не могут существовать без автотранспорта, очень высок процент издержек, связанных с эксплуатацией шин.
TYREMAN GROUP
Заполняя эту форму вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
В основном компании заботятся о расходах на топливо и запчасти, а также о работе водителей и эффективной логистике, а вот шины оставляют за кадром. По крайне мере, до тех пор, пока однажды не столкнутся с внезапным выходом шины из строя или даже взрывом шины. А ведь в современном мире производительность и долговечность этой важной части колеса можно повысить с помощью систем контроля за давлением и температурой в шинах.
Валентина Лескина
Автор текста

Журнал «Добывающая промышленность»

01.12.2018
Без ДТП
Во время движения автомобиля давление воздуха в шинах под действием различных факторов постоянно меняется. Этот процесс могут запустить не только механические повреждения шины, но и перепады температуры в окружающей среде, изменение температуры самой шины, скорость
движения машины. А в случае с карьерной техникой нужно учитывать тяжёлые условия эксплуатации на разработках полезных ископаемых – труднопроходимые дороги, плохая видимость и работа круглые сутки тоже могут повлиять на изменение давления в шине. Из-за повышения или понижения давления она перегревается, и начинается необратимый процесс разрушения с выделением различных газов. Всё это может привести к взрыву покрышки. Для того, чтобы обезопасить себя и окружающих, каждый водитель должен следить за давлением в шинах.

Но заниматься этим «вручную» не совсем удобно – по дороге придётся не раз останавливаться и замерять манометром давление. В поисках более эффективного решения мировые производители разработали системы контроля за давлением в шинах.

Впервые системы контроля за давлением появились в США. Американские производители автомобилей начали устанавливать их в оригинальную комплектацию автомобилей ещё в конце 1990-х годов. Однако массовое использование систем началось в 2004 году – причиной тому стало большое количество ДТП со смертельным исходом, как раз-таки из-за взрывающихся шин. Тогда в Америке вышел закон, обязывающий производителей на все выпускаемые или завезённые легковые автомобили устанавливать системы контроля за давлением в шинах. По установленному стандарту, они должны оповещать водителя об отклонении давления больше, чем на 25%, причём не позднее, чем через 20 минут после возникновения неисправности. Закон получил широкое распространение среди легковых автомобилей, а вот с карьерной техникой и коммерческими автомобилями этого не получилось. В России системы контроля появились чуть позже, примерно с 2005 года. Но ситуация сложилась немного по-другому: оборудование не прижилось ни в одном сегменте. Сегодня единицы заказывают спецтехнику с системами контроля за давлением в шинах в оригинальной комплектации. БелАЗ, например, ставит такое оборудование в базовую комплектацию своих транспортных средств с грузоподъемностью свыше 90 тонн.
Способы контроля
Сегодня существует по меньшей мере три способа получения информации о давлении в шине.

Самый распространённый и бюджетный – косвенный способ в виде программного расширения блока управления системы ABS. В неё устанавливают специальное устройство, которое выявляет cпущенное колесо, считывая отклонение угловой скорости вращения колеса. Таким образом оно определяет, какое колесо имеет меньший диаметр и за один оборот проходит меньшее расстояние, чем исправное колесо.

Второй способ, уже более дорогой – это использование системы прямого контроля за давлением. Внутри или снаружи колеса устанавливаются специальные датчики давления и температуры. Через радиоантенну по определённым радиочастотам головное устройство связывается с датчиками и получает информацию о давлении в каждом колесе. В такой системе головное устройство можно связать с системой диспетчеризации для онлайн-слежения: экран монитора выводит данные прямо на приборную панель автомобиля.

И третий способ – комбинированный, когда в автомобиле параллельно используют оба варианта.
Как правило, системы не предполагают транслирования информации внешнему заказчику, они предназначены только для водителя. Однако есть некоторые системы, которые могут обеспечивать необходимый для служебных целей компании удалённый контроль. Одна из них - система американской компании «Advantage PressurePro». В 2005 году компания «Tyreman Group» начала поставлять её в Россию. «PressurePro» стала первой системой контроля за давлением и температурой в шинах на отечественном рынке. Это набор герметичных неразборных ударопрочных и вибростойких датчиков внешнего исполнения с внутренним элементом питания, которые накручиваются на вентиль колеса транспортного средства, они постоянно измеряют давление и температуру в шине и передают на монитор в кабине водителя каждые 7 секунд, 12 342 раза в день. При программировании системы задаются пороговые значения, если давление или температура отклоняются от заданных параметров, монитор подаёт звуковой сигнал водителю, а также при необходимости диспетчеру.
«Эта система очень просто и быстро монтируется. Её можно настраивать под конкретные условия эксплуатации. Например, она позволяет настраивать пороги срабатывания на повышение и понижение как давления, так и температуры. В программе заложен повышенный стандарт отклонения давления: вместо традиционных 25% система подаёт сигнал при 12%. Более того, она может измерять давление шины, находящейся в статике, а также отклонение давления по оси»
Андрей Ломагин, эксперт ООО «Тайрмен групп»
Эксперт также отметил, что в устройстве есть память – так называемый «чёрный ящик». С помощью программы можно установить актуальную дату и время, пороги срабатывания, чтобы потом скачать данные об истории эксплуатации колеса. Это очень важно для корректной оценки ходимости шин и отработки рекламаций с производителями колёс. Таким образом, «PressurePro» даёт гораздо больше информации для того, чтобы обезопасить шины от взрывов.
Плюсов больше, чем минусов
Срок службы и надёжность системы идут в непосредственной коммуникации с пользователем. Очень важно, чтобы водитель перед началом эксплуатации системы знал базовые нормы по давлению в шинах его автомобиля и ознакомился с инструкцией по монтажу и эксплуатации
системы. Если он изначально не знает особенностей использования оборудования, то может допустить ряд ошибок, причём даже на начальном этапе «взаимодействия» с шиной. Например, если по незнанию закачать в шину воздух с влагой, то она может попасть в датчики давления и в условиях низких температур вывести их из строя.

Как и любое другое оборудование, система контроля за давлением в шинах может прийти в неисправность при неправильной эксплуатации. Основные проблемы – это выход из строя датчиков давления по причине механических поломок, влаги в колесе, разрядки батареек, потери сигнала при наличии радиопомех. Также система может работать некорректно, если по какой-то причине пришлось заменить одно из колёс на не оборудованное датчиком давления, особенно в случае внутренней вклейки датчика. Стоит сказать, что для эксплуатации некоторых систем
контроля за давлением в шинах есть особые предостережения. Так, проколотое колесо с установленным датчиком нельзя ремонтировать при помощи аэрозоля герметика, потому что он может нарушить работу датчика, исказить данные или вовсе вывести его из строя.

Но достоинств у системы контроля за давлением в шине гораздо больше, чем недостатков. Они способны решить, как минимум четыре основные проблемы. Во-первых, это обеспечение безопасности. Они вовремя подают сигнал о том, что давление в шине изменилось, позволяя предупредить преждевременный выход шины из строя или даже возможный взрыв. Помимо этого, снижается количество проколов, порезов и отрывов шашек протектора, а также улучшаются условия безопасности для ТС по признаку «разное давление в шинах». Во-вторых, увеличивается производительность: повышается пробег и ходимость шин до износа протектора. Это прямое следствие пятна контакта сцепления с дорогой: чем оно правильней, тем дольше будет ходить шина.

В-третьих, сокращается простой техники по причине ремонта/замены шин, что напрямую влияет на экономику предприятия и решение транспортной задачи. В-четвертых, это решение экологической проблемы. Вместе с увеличенной производительностью шина «приобретает» долгосрочное использование, а также возможность восстановления и возврата в производство. Следовательно, становится намного меньше отработанных покрышек, которые считаются отходами IV класса опасности. Ещё при отклонении давления в шинах машина «вынуждена» использовать дополнительное топливо, увеличивая количество выбросов в атмосферу. Так, с использованием систем контроля за давлением расходуется меньше топлива, что сегодня крайне актуально с учётом роста цен.

Конечно, шины не взрываются каждый день, да и многие водители привыкли измерять давление традиционным способом. Но ведь гораздо эффективнее сразу получать информацию о возможной неисправности. Системы контроля давления в шинах уже не раз показывали себя в деле, так почему бы не перестраховаться и начать экономить.